NATASHA
как я и обещал.... выкладываю вопросы на студенческий ТЮБ:
Задачи открытого Турнира Юных Биологов
1. "Поведение растений"
Известно, что растениям присуще поведение. Однако до сих пор говорилось только о врожденных его формах. Предложите биохимические и физиологические механизмы, которые обеспечивали бы приобретенную форму поведения растений. Где подобные механизмы поведения растения смогли бы использовать?
2. "Формула любви"
Ученые давно изучают химию любви, однако, несмотря на попытки заключить любовь в пробирку, пока еще не удалось создать аромат, придающий нам неотразимую привлекательность. Предложите "формулу любви" для человека.
3. "Магнитное поле"
Какие изменения произойдут в течении недели в биосфере если напряженность магнитного поля Земли увеличится в 30 раз и станет переменным?
4. "Медведь"
Медведь, погрузившийся в спячку, может провести без движения долгое время. Если же человек не будет двигаться так же долго, то у него произойдет атрофия мышц. Что помогает медведю переносить длительную неподвижность? Возможно ли применить такой же принцип для больных, вынужденных быть без движения.
5. "Болезнь Паркинсона"
Болезнь Паркинсона одно из самых распространенных неврологических расстройств, которое не поддается лечению, т.к. данный процесс не удается ни остановить, ни предотвратить. Проанализируйте причины заболевания и предложите стратегию разработки надежных методов профилактики и лечения данного заболевания.
6. "Между геном и ферментом"
Наши знания о функциях генов сегодня обычно останавливаются на информации типа "ген х" кодирует (или вовлечен в кодирование) "признак у". Это совершенно недостаточное знание, чтобы понять, как формируется фенотип. Отсутствие информации о том, что происходит в интервале между генами и фенотипом, касается всех генов и всех признаков. Предложите механизмы и методы позволяющие заполнить этот недостаток знания.
7. "Феникс".
Предложите механизм, который бы позволял гипотетической птице возрождаться из пепла.
8. "Регуляция памяти"
Многие психические заболевания вызываются депрессивными состояниями больного, которые, как правило, возникают из за перенесенных человеком жизненных переживаний и эмоциональных травм. Предложите механизм, позволяющий выборочно стирать память больного о событиях вызывающих у него беспокойство.
9. "Синхронизация мух"
Генетикам часто приходиться работать с синхронной популяцией мух, в которой все особи находятся на одном периоде развития. Однако, не всегда получается создать такую популяцию. Предложите метод воздействия, позволяющий получить из изначально гетерогенной популяции синхронную.
10. "Растение"
Опишите модель регуляции температуры растений. Какую максимальную температуру смогли бы поддерживать высшие растения?
11. "Юный турнирщик"
Представим ситуацию: во время турнира докладчик докладывает доклад в течение семи минут, после чего оппонент в течение пяти минут хвалит доклад, далее рецензент показывает несостоятельность доклада (в течение трех минут рецензии и пяти минут полемики). В заключение этого, жури задает вопросы, на которые докладчик не может ответить ( 3 минуты), после чего ставят низкие оценки. Опишите основные физиологические и биохимические изменения в организме докладчика, произошедшие в процессе описанного боя.
12. "Коллективный разум"
В мире живых организмов существует множество примеров коллективного разума: координирование действий в стаях птиц, косяках рыб, научение новым навыкам на расстоянии и т.д. Каким образом возможна передача информации между особями на больших расстояниях?
13. "Важные муравьи"
По некоторым данным, муравьи составляют 15% биомассы сухопутных животных. Как изменятся экосистемы Земли, если завтра все муравьи исчезнут.
14. "Доктор Джекил и мистер Хайд"
В произведении Роберта Льюиса Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", главный герой изобретает вещество, приняв которое он превращается в другого человека. Опишите механизмы, происходящие в организмах обоих людей при превращении, а так же факторы позволяющие воплотить это явление в реальность.
15. "Фотосинтезирующие животные"
Опишите изменения, которые должны произойти в организме животного (например собаки), чтобы оно приобрело способность к автотрофному типу питания.
Авторы: Радионов Д.Б., Бочарова В.Р., Платонова Е.А.